Три гуны материальной природы

Три гуны материальной природы

Три гуны материальной природы

Три гуны материальной природы: Саттва, Раджас, Тамас

Гу́на (санскр. गुण, guṇa) — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Описание трех гун материальной природы:

  • Саттва-гуна («гуна благости»)
  • Раджо-гуна («гуна страсти»)
  • Тамо-гуна («гуна невежества»)

В Ведах говорится, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трех состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи. Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны. Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному.

Гуны определяют всё в нашем мире, пронизывают всю природу вещей. Весь мир является порождением этих трёх гун, которые смешиваясь, порождают огромный спектр сочетаний и многообразия этого мира.

Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения… Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учеба, религия, наука, жильё и так далее.

Здесь все опутаны верёвками материальной природы — гунами, которые для большей силы сплетены между собой. Чтобы распознавать влияние гун, важно знать их признаки.

Гуна благости (Саттва)

Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Бхагавад-гита, 14.6

Cаттва-гуна отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворенность, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.

Гуна страсти (Раджас)

Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.
Бхагавад-гита, 14.7

Раджа-гуна отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворенность даже при успехе, ложная гордость, ложное эго, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.

Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире. Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц, а потом снова хочется чего-то нового.

Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он привязывается к деятельности и к плодам деятельности.

В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам в постоянной погоне, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т.п. Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.

Гуна невежества (Тамас)

Гуна тьмы, порождённая невежеством, держит всех воплощённых живых существ в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.
Бхагавад-гита, 14.8

Тамас — гуна порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище, интоксикации алкоголем и табаком и др.

Вся деятельность, связанная с гуной невежества, обычно сопровождается гневом, насилием, скорбью. Например, люди, принимающие интоксикации (алкоголь в больших количествах, наркотики), живут в гуне невежества. Понимание счастья в этой гуне такое, что пусть всем будет плохо, и только мне хорошо. Но истинного счастья здесь нет и быть не может. Гуна невежества опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до животных форм существования.

Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь.

Как проявляются гуны?

Гуна благости:

  • ценятся качества характера
  • чистота, опрятность
  • в несчастьях человек считает виновным себя
  • речь простая и деликатная
  • жизнь начинается утром
  • счастье находится в настоящем (я счастлив здесь и сейчас от того что я делаю, от круга общения и т. д.)

Гуна страсти:

  • попытка всё использовать для своей выгоды (людей, обстоятельства и т.д.)
  • оценивается внешний вид, одежда, аксессуары
  • резких запах, чрезмерное испльзование парфюма
  • человек винит в своих несчастьях жизнь, судьбу, других
  • в речи много научных слов, терминов, изысканных выражений (заносчивость)
  • жизнь начинается днем
  • счастье находится в будущем (счастье будет потом, сначала мне нужно сделать то-то или дождаться того-то)

Гуна невежества:

  • человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя
  • неряшливость, нечистоплотность
  • нечистый запах, запах алкоголя, сигарет и т.п.
  • всегда виновны другие
  • речь грубая, в том числе нецензурные выражения
  • жизнь начинается вечером
  • счастье находится в прошлом (воспоминания о том, что вот тогда-то было хорошо)

Гуны материальной природы пронизывают всё наше существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили. А теперь определите, какая гуна в вас преобладает и какой вид счастья вы имеете сейчас и ожидаете в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *