Вархеологическом музее Ираклиона можно увидеть удивительную реликвию — Фестский диск. Диск был найден итальянскими археологами ещё в начале ХХ века — 3 июля 1908 года во время археологических раскопок в рамках изучения древнего города Фест на острове Крит. Фестский диск был обнаружен археологом Луиджи Пернье при раскопках дворцового комплекса, который предположительно пострадал во время землетрясения, случившегося в результате извержения вулкана примерно в 1628 году до нашей эры. В одном из подсобных помещений разрушенного дворцового комплекса и был обнаружен Фестский диск.
Выглядит этот артефакт следующим образом: это диск из терракоты с иероглифами, написанными на языке, который современным учёным неизвестен, и они всё время могут лишь строить предположения о том, что на нём зашифровано. Диаметр диска — около 160 мм, а толщина — около 20. Иероглифы на диске изображены в 4—5 витков, каждый виток разделён на группы, состоящие из нескольких знаков (минимум — двух, максимум — семи). Иероглифы изображены путём вдавливания глины с помощью деревянных или каменных печатей.
Многие учёные сразу же заинтересовались находкой. Итальянский археолог, который обнаружил артефакт, написал об этом статью в журнале «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei», а спустя год — ещё одну в журнале «Ausonia».
В статье были опубликованы изображения диска, а также описание находки. Археолог изложил свои теории о том, откуда мог взяться артефакт, о его «возрасте», предназначении и так далее. Однако не давалось никакой конкретики и хотя бы попытки объяснить то, что зашифровано на диске.
Проблемой расшифровки Фестского диска занимались такие учёные, как Эдуард Мейер, Алессандро Делла Сета, Артур Эванс и многие другие. Расшифровкой, а точнее попытками расшифровки, заинтересовались даже в России. Такой известный папиролог, как Альберт Бекштрем, посвятил этому немало времени. Однако все усилия не увенчались успехом. Не удалось толком выяснить ни то, является ли Фестский диск артефактом критской культуры или завезён туда кем-то, ни то, содержит ли он важные сведения и на каком языке они записаны. Учёные спорят даже о том, в каком направлении следует читать текст и какую систему письма представляет эта археологическая находка — логографическую, силлабическую или алфавитную. По большинству этих вопросов на данный момент есть различные мнения, но всё это — лишь версии, которые подкреплены весьма сомнительными аргументами.
Фестский диск: происхождение
Первым вопросом, который волнует учёных, является происхождение диска. Большинство исследователей высказывается в пользу того, что диск была завезён на остров Крит какими-то древними путешественниками. Есть версия, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии. Другие учёные уверены, что диск имеет филистимлянское происхождение. Также есть версия о том, что родина диска — Северная Африка. В пользу этой версии говорят следующие факты: глина, из которой изготовлен диск, не типична для острова Крит, сами иероглифы на диске не соответствуют ни одной из известных учёным письменностей, характерных для острова Крит. Что касается «возраста» диска, то тут также нет единого мнения. Происхождение диска относят как к периоду XXI—XVII вв. до н. э., так и к периоду XVI—XII вв. до н. э. Условно датой происхождения диска принято считать XVII в. до н. э. Но это весьма приблизительная дата. Так сказать, «среднее арифметическое» между наиболее распространёнными предположениями.
Фестский диск: попытки расшифровки
Со времени обнаружения Фестского диска было предпринято немало попыток расшифровать его содержание. Первой проблемой здесь стало направление чтения иероглифов. Наиболее распространённой версией является направление по часовой стрелке — от края к центру. Аргументы в пользу этого следующие: по мере приближения к центру диска, человек, который наносил надпись, пытался её уместить более компактно: видимо, не рассчитал место и, начав надпись более свободным шрифтом, под конец стал «частить», стараясь уложиться в размер диска. Также в пользу направления по часовой стрелке говорит тот факт, что изображения людей и животных нарисованы «лицом» вправо — в по ходу направления чтения, — а это, по мнению большинства учёных, является характерным для многих культур. Также, если присмотреться, то оттиски иероглифов создают более глубокие борозды с левой стороны, а это свидетельствует об их нанесении левой рукой. При нанесении иероглифов левой рукой логичным является чтение справа налево. Исходя из этих аргументов, большинство учёных придерживается мнения, что надпись следует читать от края к центру диска по часовой стрелке.
Лицевая сторона диска содержит 123 знака, обратная — 119. Общее число знаков — 242. Разнообразие иероглифов также достаточно большое: текст представлен 45-ю изображениями. Среднее повторение каждого знака — около пяти раз. Исходя из этих подсчётов, наиболее логичной выглядит версия, что тип написания не может быть логографическим, потому что при таком повторе знаков они не могут обозначать конкретные слова. Также можно отвергнуть версию алфавитного письма, так как разнообразие знаков слишком большое. Поэтому большинство учёных сходятся во мнении, что надпись Фестского диска исполнена в слоговом типе письма.
Фестский диск: фото стороны 1
Фестский диск: фото стороны 2
Исходя из вышеперечисленных теорий были предприняты неоднократные попытки расшифровки надписи на Фестском диске. Однако ничего, кроме отдельных слов, толком понять не удалось. Иероглифы Фестского диска изображают людей и животных, предметы и действия. На диске представлены такие изображения, как голова с перьями, дом, кувшин, волна, шлем, сокол, корабль, пчела, кипарис, бегущий человек, шкура, кошка, ветвь дерева, женщина и другие. Существует множество версий о значении этих рисунков. К примеру, высказывались мнения, что такие рисунки, как «отвес», «топор», «женщина» и другие имеют отношение к рисунку «голова с перьями» и в сочетании с ним могут указывать на социальный статус человека или род его деятельности.
Фестский диск: расшифровка Гриневича
Наиболее интересной версией дешифровки диска является версия Геннадия Гриневича — лингвиста-любителя. По его мнению, диск является не чем иным как артефактом древней славянской культуры, выполненным в стиле праславянского слогового письма. По образованию Геннадий Гриневич — геолог, но с 1975-го года увлекается лингвистикой, поэтому его мнение в этой области вполне можно считать авторитетным. Гриневич специализируется на дешифровке рунических знаков и славянского слогового письма. Гриневич также известен тем, что составил таблицу знаков праславянского письма. Стоит отметить, что в научной среде идеи Гриневича, мягко говоря, не имеют особого веса. Впрочем, не удивительно. Любые революционные идеи воспринимаются большинством в штыки.
Геннадий Гриневич предложил следующую расшифровку Фестского диска:
«Горести прошлые не сочтёшь, однако, горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещё господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведая, чьи они в этом мире божьем.
Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещё, будем Её мы, в этом мире божьем».
Текст дешифровки, предложенный Гриневичем, не воспринимают всерьёз в научных кругах. Более того, его раскритиковали даже неоязычники и родноверы. Эту версию дешифровки они признали ложной, провокационной и дискредитирующей языческое движение. Как показывает опыт, неожиданные гипотезы, которые впоследствии оказываются максимально близкими к истине, всегда вызывают крайне негативную реакцию общественности. В любом случае, предложенный Гриневичем вариант дешифровки — это лишь версия, которая имеет право на существование.
Общая версия содержания Фетсткого диска такова: диск является своего рода символом власти, который выдаётся правителям городов острова Крит. На нём указаны имена правителей, а также перечислены города, которыми те управляют.
Существуют и более смелые версии относительно содержания диска. Есть мнение, что диск хранит на себе знания народа Атлантиды, а некоторые исследователи и вовсе склоняются к версии внеземного происхождения диска и считают, что на нём передано послание от внеземных цивилизаций.
Среди менее интересных встречаются утверждения некоторых учёных о том, что структура Фестского диска напоминает древний календарь, и артефакт, вызвавший столько шума, может быть просто календарём древней цивилизации. Также есть мнение, что Фестсткий диск — произведение древних звездочётов, которые иероглифами запечатлели свои наблюдения и исследования в области астрологии. Существует версия и о том, что Фестский диск очень напоминает настольные игры жителей древнего Египта, и артефакт может быть подобной игрушкой.
Существуют и эзотерические версии прочтения диска. Поклонники каббалистического учения видят на диске имена бога Иеговы и других. А дешифровка через призму славянской культуры утверждает, что на диске рисунками представлены слова «Явь», «Навь», «Правь» и другие термины, характерные для древней славянской культуры.
На сегодняшний день не существует единого прочтения Фестского диска, которое было бы подтверждено серьёзной аргументацией. Как нет и единого мнения относительно того, чем является Фестский диск, — одной из многих археологических находок, не представляющих практического значения, либо же древним артефактом, который содержит в себе ценную информацию.
Раскрыта ли тайна Фестского диска?
Прошло более девяноста лет с тех пор, как при раскопках города Фест на Крите был найден один из самых замечательных и загадочных памятников истории и культуры древнейшего Средиземноморья — глиняный диск, обе стороны которого по спирали обегает надпись, сделанная странными, непонятными знаками. Это первый в истории человечества сохранившийся печатный текст, оттиснутый на глине с помощью миниатюрных штампов — за три тысячелетия до изобретения книгопечатного станка Гутенбергом (диск был изготовлен около 1600 года до новой эры).
Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества, то «путеводитель» по святым местам Крита, то краткую историческую хронику… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.
Одна из последних гипотез была опубликована в журнале «Наука и жизнь» (см. № 1, 1998 г.). Ее автор — немецкий филолог Д. Оленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой — сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.
Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, на мой взгляд, вызывают несколько принципиальных возражений.
Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).
Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например — аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два… Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.
Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?
И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.
Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А, широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.
Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.
На мой взгляд, ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)» (М., «Наука», 1992).
При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными — академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.
Наука движется вперед, к раскрытию все новых загадок древнейших цивилизаций. Думается, недалек тот миг, когда Фестский диск будет полностью дешифрован и в нем практически не останется неразгаданных знаков.
Кандидат исторических наук И. Суриков
Согласно А.А.Молчанову перевод «ФД»надобно исполнить в смысловом ключе, а не в точном соответствии с требованиями конкретного языка. Обоснованием такого подхода есть особенность всякого перекрёстка торговых путей(с непременным наличием местного «арго»), к которым, несомненно, и принадлежит Крит. Знаки на диске имеют аналоги в египетской иероглифике, в рунах северной Европы(№18=»кано оборотное» — клятва, проклятие, ругань, поношение; №22= местоимения всех склонений -я, ты, мы, он, она, они, те, который ), а также в оригинальном (авторском?) исполнении. Например знак: №12 — соответствует костяной нашивной пластинке со стоянки «Сунгирь», может считаться «оберегом», со смыслом: «СПАС» и читаться в тексте «расхожей» формулой- «спаси и сохрани». Знак №13 — формой весьма похож на «булаву сарматского вождя» из музея = возможные прочтения:»правИло», «прАвило», «Право»(закон), «Правда»(божий закон), «Праведа»(религиозный канон). Центральный знак №38-«розетка» — вообще имеет общепланетное «хождение» и, по всеобщему смыслу, означает Божество Верховное = «Вседержитель и Жизнедатель»… Эванс «опрокинул» в силлабарии знак №28, что на сто лет «сбило с толку» всех исследователей, а знак важный(!) и обозначает не конское копыто, а «АЛТАРЬ», скорее всего «родовой»- домашний или «келейный»- церковный. Прочтение знака №02 — вообще не вызывает затруднений, т.к. во всём Средиземноморье масса имён,фамилий(Корбан, Курман, Курлат,Куреш) и должностных званий и даже племя «куриты», «кураиты» — происходят от слова «КУР» -гребень петуха(корона). А отдельная голова с «гребнем» = «КУР-БАШИ» = предводитель воинского подразделения в Анатолии. Похоже, что автор «ФД»хорошо освоил путь «из варяг — в греки» и подвизался и как воин, и торговец, и как служитель культа… (Микола Сошенко)