Дхарма

Дхарма

Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma, пали धम्म dhamma «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в ведической философии. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т.п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма

Дхарма, прежде всего, означает природу субъекта, как совокупность его неотъемлемых качеств

Например дхарма сахара — быть сладким, воды — мокрой и так далее. Одновременно с этим дхарма означает долг или обязанности, но не просто какие-то непонятно кем выдуманные обязанности, а обязанности проистекающие из природы субъекта.

Например дхарма собаки — охранять двор; кошки — ловить мышей; кшатрия (воина) (в соответствии с Ведами, кшатрии — это люди с врожденными качествами войнов и администраторов) — защищать Родину, брахманов (волхвов), целомудренных женщин, детей, стариков, коров и, в конце концов, саму дхарму; дхарма матери — заботится о своих детях; дхарма мужчины — быть ответственным и серьезным; врача — лечить людей; брахмана — изучать Веды, обучать других и т.д. Понятно, что мужчина может быть одновременно, например, еще и врачом и брахманом, в таком случае его долг и быть ответственным, и лечить, и изучать, и обучать и т.д. Но это все тонкости, важно понять сам принцип.

И наконец, дхарма — это духовное состояние, как некое учение и одновременно социальный институт. Таким образом можно сказать, что дхарма определяет круг обязанностей каждого живого существа, эти обязанности проистекают из самой природы живого существа и объективных законов мироздания. Важно понять, что сами Веды есть ни что иное, как отражение природы мироздания и его объективных законов выраженное в звуке.

Допустим, если в дхарма-шастрах сказано, что долг жены — быть послушной мужу, а долг мужа — принять на себя всю ответственность за семью, то это не потому, что кому-то так, ни с того ни с сего, захотелось, а потому, что только в этом случае семья будет гармонично существовать и развиваться. В соответствии с ведическим знанием, этот мир устроен таким образом, что всё в нем естественным образом стремиться к разрушению. Так действует кала — вечное время. Этому закону подчиняется и общество — если в нем нет дхармы — «того, что поддерживает», то общество разлагается.

Дхарма может быть временной — проистекающей из временной природы живого существа (все мы меняем тела) и вечной, проистекающей из нашей изначальной природы. Окончательная дхарма каждого живого существа — восстановить свою истинную природу. Такая дхарма называется санатана-дхармой, или вечной дхармой живого существа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *