Скандинавский Бог Велунд
Велунд, Вёлунд, Вёлюнд (Weyland) – скандинавский бог-кузнец. В мифологии скандинавов и англосаксонов Велунд – это герой с божественными качествами. Единственный эддический текст, в котором есть повествование об этом эпическом персонаже, находится в «Старшей Эдде», в разделе «Песни о героях» и называется «Песнь о Велунде». Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» не затрагивает тему Велунда, ученые считают, что в этом нет ничего странного.
Они считают, что бог Велунд был одним из самых древних богов и очень почитаемым у древнескандинавских и западногерманских племен. Лингвистический анализ показал, что «Песнь о Велунде» одна из самых древних эддических поэм. У нее имеется две сюжетные линии: одна более древняя о боге-кузнеце Велунде и, появившаяся позднее вставка про валькирий. Миф в оригинальном варианте воссоздать исследователям не удалось, но многие предполагают (например, М.А. Стеблин-Каменский), что проповедники христианства хотели уничтожить его героический образ. В связи с этим, объясняется, почему у Стурлусона (христианина), нет упоминаний о Велунде. В дальнейшем, христианские тексты демонизируют Велунда, добавляя ему дьявольских черт.
Упоминания о Велунде можно найти в «Саге о Гидреке». Вполне возможно, что это более древнее поэтическое произведение, не дошедшее до нас в исходном виде. В англосаксонской поэме «Сетование Деора» также упоминается Велунд. Бог Велунд часто ассоциируется с Гефестом, а также с Дедалом. Существует древненорвежский текст, в котором лабиринт Дедала называется «Дом Велунда».
Возникает вопрос, почему же Велунда относят к богам, хотя в «Песне о Велунде» он назван героем и властителем альвов. Во-первых, в образе Велунда легко угадывается древнегреческий бог Гефест, он тоже был хромым кузнецом. В давние времена был обычай наносить увечья кузнецам, чтобы у них не было возможности перебежать к противнику. Однако есть и другое логичное объяснение, воин, получивший увечье в бою, больше не мог принимать участие в сражении, и поэтому становился кузнецом. Во вторых, Велунд обладал творческим началом. Он создавал оружие и украшения из разных металлов. Славянский бог Сварог, Творец и создатель мира, также являлся богом-кузнецом. В третьих, в «Песни о Велунде», упоминается, что он является владыкой альвов, светлые или темные в тексте не уточняется. Но мы можем выдвинуть предположение, что речь идет, скорее всего, о темных альвах, так как скандинавы считали цвергов (карлов) лучшими мастерами в оружейном и ювелирном деле.
В давние времена, кузнецов считали колдунами, обладающими магическими силами, потому что они могли из бесформенного металла создать удивительно красивые вещи. При этом деятельность кузнеца связывали с нижними, подземными мирами.
«Песнь о Велунде» – древний эддический миф
«Сказание о Велунде» рассказывает, что Велунд является сыном конунга финнов и имеет двух братьев – Эгиля и Слягфида. Они были могучими охотниками и часто уезжали на лыжах в путешествие по покрытому снегом Скандинавскому полуострову. В дальнейшем, братья останавливаются в Ульвдалире («волчья долина» в переводе с древнеисландского), у озера Ульвсъяр («волчье озеро»). Как-то раз, три прекрасные женщины остановились передохнуть у озера. Они могли принимать образ лебедей, и были валькириями. Братья, очарованные красотой дев, тут же женились на них.
Слягфид взял в жены валькирию Хлядгуд (в переводе с древнеисландского «лебяжье белая»), дочь конунга Хледвера (возможно другое написание Хлодвиг). Эгиль женился на Эльрун из Валлянда (предположительно так раньше называли Италию), которая была дочерью Кьяра (возможно кесаря). Прожив семь зим в ладу с мужьями, на восьмой валькирий утомило жить мирной жизнью и, после наступления девятой, они бросили мирную жизнь и отправились на войну. Велунд надеялся, что жена возвратится к нему обратно, а его братья уехали на поиски своих жен.
Когда Велунд остается в одиночестве в Ульвдалире (это место находится в Скандинавии по сей день), об этом узнает конунг Нидуд и решает схватить Велунда, чтобы самый великий кузнец работал у него в заточении на острове Севарстед. Пока Велунд был на охоте, Нидуд вместе с воинами проникает в его дом. Зайдя в дом, они увидели семьсот прекраснейших колец и Нидуд решил забрать одно из них. Предполагается, что это было кольцо, принадлежащее жене Велунда. В дальнейшем, Бедвильд, дочь Нидуда, получит в дар это кольцо от своего отца и станет женой Велунда. Существует предположение, что кольцо, было волшебным артефактом, который позволял Велунду парить в воздухе (в дальнейшем, забрав кольцо у Бедвильд, он сможет подняться в воздух).
«Ему подрезали сухожилья под коленями и оставили его на острове, что был недалеко от берега и назывался Севарстёд. Там он ковал конунгу всевозможные драгоценности. Никто не смел посещать его, кроме конунга».
В «Сказании о Велунде» говорится, что Бедвильд приходит к Велунду: «Бёдвильд пришла с кольцом поврежденным, его показала: «Ты ведь один в этом поможешь». Велунд сказал, что починит кольцо и, напоив пивом, он берет ее себе в жены. Забрав кольцо, довольный Велунд взлетает и отправляется к Нидуду. Взяв с него клятву, о том, что с его женой Бедвильд ничего не случится, он сообщает конунгу, что сделал с его сыновьями. «Головы прочь отрезал обоим и под меха ноги их сунул; из черепов чаши он сделал, вковал в серебро, послал их Нидуду. Ясных глаз яхонты яркие мудрой отправил супруге Нидуда; зубы обоих взял и для Бедвильд нагрудные пряжки сделал из них». А также, что дочь Нидуда теперь его жена. После этого он взлетает и покидает конунга, который остается в печали и горести. Нидуд зовет к себе Бедвильд, узнать правду ли сказал Велунд. Бедвильд рассказывает, что с ней произошло на острове, подтверждая слова Велунда.
Изменения образа Велунда и анализ эпоса
Большинство исследователей сходятся во мнении, что первый вариант «Песни о Велунде» отличался от изложенного в «Старшей Эдде» тем, что Велунд не обладал магической силой, а летал с помощью крыльев, выкованных в своей кузнеце (как Дедал). В мифе явно прослеживается заинтересованность Велунда в своем наследнике. Ведь после убийства сыновей Нидуда, в его роду не осталось мужчин, следовательно, его сын будет наследником Ньяра. Однако, до сих пор не ясно, что имеется в виду под Ньяром.
Утраченная древнеанглийская поэма имела два фрагмента, которые называются «Вальдере». В них говорится, что Велунд был отцом Виттиха, которого упоминает историк Иордана в своей работе «Гетика». Исследователи считают, что легендарный герой германского цикла эпических сказаний Дитрих Бернский имеет много сходств с Виттихом.
Вейленд-смити («Wayland’s Smithy») – название исторического места в Англии, перевод которого звучит как «Кузница Велунда». Это курган с древними мегалитическими сооружениями. Находится в Беркшире, нынешнее название Оксфордшир. История, как и дата появления кургана неизвестна. Считается, что название «Кузнеца Велунда» дано саксами. Они верили, что оставив возле кургана коня с монеткой на ночь, утром конь будет подкован.
В английских мифах есть указание на то, что именно Велундом был выкован легендарный меч короля Артура Эскалибур, меч Грам, изначально принадлежавший Одину, а в последствии Сигмунду и Сигурду, меч Бальмунг, принадлежащий Зигфридуиз «Песни о Нибелунгах», а также другие знаменитые оружия (например, очень необычный меч Мимунг). В одном из мифов описывается, что наставник (может быть отец) Велунда был Мимир – йотун, хранитель мудрости. Но этот миф относится к более поздним сагам, которые появились через сотни веков (лет?) после первых мифов.
По мере христианизации европейского Севера, образ бога Велунда демонизируется. Происходит это по нескольким причинам. Кузнечное ремесло всегда связывали с нижними пекельными мирами. Другой причиной было предвзятое отношение христиан к альвам (эльфам), правителем которых был Велунд. Они относили весь род альвов к бесам. И, наконец, христианские миссионеры воспользовались своей любимой методологией: «переписывание истории», демонизируя сильного и могущественного бога, память о котором невозможно стереть из мифических сказаний. Образ Велунда был использован Гете в «Фаусте», при описании Мефистофеля. Особенно это ярко видно в сцене (Вальпургиева ночь), где Мефистофель называет себя Воланд. Именно этот образ использует Булгаков в своем произведении «Мастер и Маргарита». Также легенда о Велунде используется Шекспиром «Сон в летнюю ночь», и Р. Киплингом «Сказки Старой Англии». Даже сегодня высока популярность этого эпического образа, хоть первоисточник до настоящего времени не известен.
Кумиры Богов
80 Товары
Славянские обереги
274 Товары
Скандинавские обереги
55 Товары
Индийские обереги
11 Товары
Амулеты и украшения
113 Товары
Славянские браслеты
70 Товары
Славянские кольца
74 Товары
Славянские серьги
135 Товары
Славянские цепи
61 Товары
Славянские запонки
7 Товары
Славянская одежда
249 Товары
Славянские футболки
24 Товары
Изделия из кожи
211 Товары
Славянские топоры
58 Товары
Ножи
3 Товары
Нагайки
9 Товары
Дубины
8 Товары
Буквица
3 Товары
Славянские кружки
44 Товары
Славянские гребни
43 Товары
Подставки для телефонов
7 Товары
Братины
5 Товары
Славянские часы
4 Товары
Настольные игры
8 Товары
Славянские картины
63 Товары
Варганы
8 Товары
Предметы быта
40 Товары
Подсвечники
3 Товары
Доски Садху
4 Товары
Обереги для дома
8 Товары
Обереги для автомобиля
5 Товары
Наборы рун для гадания
4 Товары
Календари
1 Товар
Эко продукция
12 Товары