Варган — его история и происхождение
Мне как исполнителю на музыкальном инструменте, известном как варган, часто задают два вопроса: «Откуда взялось такое название?» и «Откуда родом этот инструмент?» Одна из трудностей и, порой, больших разочарований, с которыми сталкиваешься в исследовании популярных инструментов – недостаток справочного материала. Авторы былых времён просто не считали этот инструмент достойным упоминания, а если и упоминали, то вскользь, не проводя серьёзного исследования, и, как в случае со многими отжившими своё вещами, как только новизна проходила или инструмент ломался, о нём забывали. Тем не менее, мы собрали достаточно информации, чтобы понять инструмент, на котором играют во всем мире, который изготавливается как отдельными мастерами, так и в массовом порядке в различных формах и очертаниях в зависимости от доступного производителям материала. Заглянем мы также и в историю и происхождение этого инструмента.
В этой статье рассматривается что такое варган, почему он популярен во всем мире, откуда происходит его название в англоязычном варианте; мы также посмотрим на археологические данные, выявим связь между инструментами в Азии и Европе и, наконец, их вероятный путь распространения с востока на запад. А для желающих купить варган — этот уникальный музыкальный инструмент, предлагаем посетить страницу нашего интернет-магазина «Велес».
Что такое варган?
Первое, о чём следует сказать, это то, что варган существует в огромном количестве вариаций форм, размеров и способов игры. Он изготавливается по всему миру – от Полинезии, Азии и восточной России до Европы и Соединённых Штатов. Он известен на Ближнем Востоке и в Африке, хотя сюда был завезён колонистами из Европы и не является коренным для этих регионов.
Варганы бывают двух типов: пластинчатые, в которых язычок вырезается из того же куска дерева, бамбука, кости или тонкого плоского металла, что и сама пластина, и дугообразные, где к кованому железному основанию крепится гибкий металлический язычок.
Для игры на варгане требуется три компонента: инструмент, рот исполнителя и средство активации. Ротовая полость служит резонатором и хотя сам варган не производит нот различной высоты, а лишь одну ноту, которая получается от вибрации язычка, остальные ноты можно получить изменением артикуляции – при помощи языка увеличивая или уменьшая размер «резонатора». Для получения низких звуков язык помещается внизу ротовой полости, а высокие получаются, когда язык уходит вверх. Варган относится к категории щипковых идиофонов – инструментов, производящих звук собственной вибрацией, или аэрофонов – производящих звук тем, что заставляют вибрировать поток воздуха; споры идут до сих пор.
По всему миру зафиксировано около 1000 различных названий этого инструмента, и список продолжает увеличиваться. В европейских языках в основном используется слово «mouth» («рот») и иногда «lips» («губы») и «teeth» («зубы») в сочетании со словом «trump» («труба») или «harp» («арфа»). «Труба» в различных формах и написаниях используется сегодня в Европе, например Mondtrom в голландском языке и Trompво фламандском. «Арфа» используется в скандинавских странах: Munnharpa – в Норвегии, Mundharpe в Дании и Huuliharpu в Финляндии. Doromb говорят в Венгрии, Дрымба на Украине и Drombulja в Сербии. По мере продвижения на восток мы встретим различные вариации: Komys, Kupus и Khomusв Северной и Восточной Азии, а в Индии, Вьетнаме и Индонезии — Morchang, Morsing, Dan Moi и Gengong. Как правило, в Азии инструмент называется по названию материала, из которого он делается, или ассоциируется со звуками, производимыми животными или насекомыми, тогда как в Европе название больше привязано к человеку или названиям других музыкальных инструментов. Кроме того, встречаются и пренебрежительные названия, вроде «лизалка», «погремушка» или «храпелка» [Bakx 2004].
Английский – единственный язык, в котором варган ассоциируется с определённой нацией («jew’s harp» – «еврейская арфа»). Мы не знаем, почему этот инструмент так называется, знаем лишь, что это самое древнее из известных до сей поры названий. Он не имеет никакого отношения к еврейской культуре, и такое название вводит в заблуждение относительно происхождения инструмента, так как существует вполне естественное, но ошибочное мнение, что он родом с Ближнего Востока. Определение «еврейская» используется только в английском и в небольшой области Германии, и на английском первое упоминание оо этом инструменте встречается в документе, датированном 1481 годом, где он назван Jue harpes и Jue trumpes. Значение этого документа, незначительной таможенной записи, трудно переоценить, так как в нём написано не только раннее название, но и указан порт – Арнемуиден (Arnemuiden), к западу от Антверпена, а также имя купца, которому предназначался груз, — это некий Вильям Кодд (William Codde). Кроме того, запись ясно даёт понять, что названия Jue harpes и Jue trumpes имели широкое хождение в конце 15-го века и были известны как таможеннику, так и купцу [Wright 2004]. Название Jaws harp не встречается раньше середины 18-го века. Существует предположение, что инструмент первоначально назывался trump, от французского Trompe, но точных доказательств нет. Такое название, однако, и в наши дни встречается в некоторых районах Ирландии и Шотландии.
Находки варганов в Европе и Великобритании
Отслеживание истории инструмента во многом зависит от археологических находок и изучения традиционных типов инструментов, используемых сегодня и в древние времена. Исследования этномузыковедов включают в себя изучение музейных коллекций, таких как Musee de l’Homme во Франции, Pitt Rivers Museum и Horniman Museum в Великобритании, а также трудов советских учёных и их преемников. В коллекциях гораздо больше экземпляров, но им не хватает исторической подлинности настоящих находок, когда дело касается связи между типами и эпохами. Находки пластинчатых варганов крайне редки из-за климата и материала, из которого сделан инструмент, но когда их все же находят, то это очень древние инструменты, им по 2000-2400 лет. Дугообразные варганы находят гораздо чаще, но как правило от них остается лишь дуга. Иногда встречаются те фрагменты язычков, которые крепились к дуге, но поскольку язычок – самая хрупкая часть, при игре постоянно находящаяся в движении, он часто ломается. Без язычка варган абсолютно бесполезен для музыки, хотя один варган обнаружился в роли защелки на воротах в Хоксхилле в Англии [Elliston-Erwood 1943].
Возраст находок зачастую горячо обсуждается, точно установить его довольно трудно. Например, три варгана, найденные в 19 веке в галло-римских землях, в Rouen и Parthenay во Франции, вызвали немалые волнения в кругах любителей, как и немалое число инструментов, обнаруженных в середине 20-го века на юго-востоке Англии и отнесённых к периоду англосаксов. Но есть проблемы. Во-первых, хотя и нет сомнений, что находки были сделаны в галло-римских и англосаксонских землях, они могли попасть туда в более поздние периоды. Такие находки иногда называют находками верхнего слоя. Во-вторых, если мы проследим как инструмент попал в Европу, мы увидим, что нет свидетельств того, что население Римской империи пользовалось им, и не существует, насколько мне известно, упоминаний римских авторов той эпохи об игре на этом инструменте. В англосаксонских находках меня беспокоит то, что существует их схожесть с варганами, обнаруженными на североамериканских раскопках 18-го века. Либо следует признать, что форма инструмента идентична с англосаксонских времен до времени колонизации Америки, либо что англосаксонские инструменты – из 18-го века [Kolltviet 2000, p. 390].
Один из ранних экземпляров был найден в Уппсале в Швеции, он относится к 13 веку. Этот варган имеет характерную форму и сделан в виде заколки без типичной для современных инструментов дуги. Недавно Гьермунд Коллтвиет (Gjermund Kolltviet) закончил докторскую диссертацию по 850 европейским находкам, его работа должна была выйти в конце 2004 года. Он использовал типологическую систему для объяснения относительного возраста варганов, найденных в Европе, одним из основных тезисов которой является то, что древние инструменты были похожи на найденный в Уппсале, а по мере развития дуга становилась более акцентированной, в то время как игровая часть укорачивалась [Kolltviet 2000, p. 389].
В Европе существуют визуальные свидетельства существования варгана, датированные 14 веком; самый ранний из них изображен на печати семьи Тромпии из Гронингена, под Арбургом в Швейцарии. Он датирован 1353 годом, и нет сомнений, что это варган позднего периода – если воспользоваться системой Коллтвиета. [Crane 2003, p. 3].
В Англии есть фантастическая серия миниатюр на эмали с изображениями ангелов, играющих на различных музыкальных инструментах, на епископском посохе Уильяма Викхэмского (William of Wickham), хранящемся в часовне Нью-Колледжа в Оксфорде. На одной из этих миниатюр ясно виден не только варган, но и то, как ангел щелкает по язычку инструмента пальцем. Существует также ряд свидетельств конца 14-го века, найденных на большой территории северной Франции и стран Бенилюкса [Crane 2003, p. 4].
Таким образом, четко установлены лишь две даты, относящиеся к находкам в Европе, — 13 век, Швеция и середина 14-го века, рисунки на печати и на посохе.
Происхождение музыкального инструмента — варгана
На Востоке археологические находки дают дразнящие намёки на инструменты, существовавшие с 4 века до н.э., но таких находок крайне мало и временные разрывы между ними весьма значительны. Более полное представление об огромном разнообразии инструментов можно получить, изучая местные музейные коллекции. Более-менее ясная картина получается, если совместить эти два направления (карта 1).
Наиболее вероятная теория предполагает азиатское происхождение инструментов, хотя доказательств этой гипотезы нет. На бамбуковых варганах играют по всей Азии и Полинезии, но исходя из самого строения пластинчатого варгана можно предположить, что инструменты развивались в различных направлениях скорее независимо друг от друга, чем исходили из одного источника. При игре на полинезийском варгане, например, от исполнителя требуется найти оптимальную часть пластины, которой он постукивает или пощелкивает о кость запястья или сустава пальца, отчего пластина вибрирует. Филиппинцы и северные вьетнамцы щиплют варган ладонью или пальцем.
Основной же метод, которым пользуются от Бали до Сибири, от Японии до Непала, — дергание веревочки, привязанной к язычку. Варган именно такого типа был обнаружен в Монголии и датирован примерно 4 веком до н.э. (дата не подтверждена).
Курт Сакс (Curt Sachs), уважаемый музыковед, предположил, что переход от бамбука к металлу произошел в северной Индии [Sachs 1917]. Сибил Марсук (Sibyl Marcuse) отмечает, что инструменты Тайваня и Энгалио (один из Филиппинских островов) представляют традиционный тип, поскольку они пластинчатые по форме, но дугообразные по изготовлению [Marcuse 1965, p. 264]. Это самая восточная из известных точек, где встречаются варганы. Бамбуковые или деревянные варганы с металлическим язычком, изготовленные во Вьетнаме, не имеют характеристик дугообразного варгана, но они вполне могут быть копиями металлических варганов, только сделанными из местных материалов. Единственное, что очевидно, — пластинчатые варганы в основном встречаются в Азии, а дугообразные – в Европе (карты 2 и 3).
Движение варгана с Востока на Запад
Теоретически варган мог быть разработан в Европе самостоятельно, а вовсе не из бамбуковых инструментов. Мне кажется это маловероятным; все свидетельства указывают на то, что инструмент полностью сформировался, оказавшись в Европе. Это значит, что в какой-то момент они проникли с востока на запад, а самыми вероятными способами проникновения стали торговля и миграция. Дэвид Кристиан (David Christian) выделяет четыре культурные зоны, имеющие влияние на регион Шелкового пути. Он отмечает, что: важные пути внутрь Евразии проходили через северные и северо-западные границы Китая; через центрально-азиатские границы с Ираном и Афганистаном и перевалы Кавказа; и по проходу между Чёрным морем и Карпатами, ведущему с Балкан, связывая определенные влияния внешней Евразии с определенными регионами центральной Евразии. [Christian 1998, p. 18].
К западным регионам относятся Урал и Каспийское море, на которые повлияли средиземноморский регион, Месопотамия и Европа; к южным – Центральная Азия и Казахстан с влияниями Ирана, Афганистана и Индии; к западным – Джунгария, Ганьсу (провинции северо-западного Китая) и Монголия с влиянием Китая и незначительным влиянием с севера – от Скандинавии до Берингова пролива [Ibid.]. Связав все вышеуказанное с варганами, на которых играют в известных регионах, мы получим путь, по которому они могли распространяться, особенно с юга на восток.
Возвращаясь к галло-римским находкам во Франции, отметим, что существовала торговля между Римом и Индией, так что вполне возможно, что инструмент прибыл в Европу по этому маршруту. Но в западных районах Шёлкового пути местное население не играет на варганах, чего можно было бы ожидать и что встречается в более северных районах. То есть англо-саксонские находки могли прийти с нашествием Хана в 4 веке, особенно учитывая, что всё больше инструментов находят к северу от Каспийского моря. Таким образом, существует более рациональная связь востока с западом. Это кажется возможным, если учесть теорию, что ханы были хунну (сюнну), родом из восточных районов евроазиатской степи. Тюркские миграции 6 и 7 веков также выглядят многообещающе, кроме того, есть торговые пути эпох после Марко Поло и монгольского нашествия, имеющие важное значение в качестве потенциала культурного распространения.
В Азии варганы изредка находят на раскопках в Башкортостане, на Алтае, в Ханты-Мансийской области, в Бурятии, Саха (Якутск, Вилюйск), Китае (центральная Монголия) и Монголии (карта 4). На сегодня у меня есть рисунки инструментов лишь из Башкортостана и центральной Монголии. Поэтому трудно установить, существуют ли какие-либо общие черты развития и типа, хотя при таком малом количестве экземпляров это всё равно носило гипотетический характер. Инструменты, найденные в Финляндии интересно сравнить с теми, на которых играют в Афганистане, хотя опять же, остаётся открытым вопрос, насколько современные инструменты могут отражать древние традиции определённых народов.
Заключение о варгане, как о муз. инструменте
Варган – инструмент, встречающийся во многих народах, зародившийся, скорее всего, в Азии и попавший в Европу примерно в 13 веке. Археологические раскопки могут сместить эту дату в глубь веков, а находка времён Рима с подтвержденной датой была бы фантастическим открытием, как и любой инструмент, обнаруженный в западной части Шелкового пути. Варган появляется в Европе полностью сформированным. Более старыми типами могли быть варганы в форме заколок, позднее обретшие привычную сегодня форму дуги, но пластинчатых варганов пока не найдено. Возможно, они были деревянными и полностью сгнили, но отсутствие каких-либо описаний или упоминаний таких инструментов ставит под сомнение их существование до 1200 года.
В том, что варган — это древний инструмент, никаких сомнений нет. Новые находки делают картину более ясной, но что могло серьезно продвинуть исследования – это связанная воедино информация об археологических находках и этно музыковедческих коллекциях. Торговля вполне могла быть источником распространения. Мы ожидаем новых открытий, которые, я уверен, обязательно будут. Этот инструмент заслуживает дальнейшего изучения, и очень важно, чтобы все свидетельства собирались, предпочтительно, в одном месте.
Об авторе: Майкл Райт играет на варгане с конца 60-х и изучает общественное значение и использование этого инструмента, особенно в Великобритании и Ирландии, последние шесть лет. В качестве исполнителя он выступал на фолк-фестивалях в Англии и Франции, участвовал в концертах открытия Общества Галпина (Galpin Society) и Американского общества музыкальных инструментов (American Musical Instrument Society) 2003 года – первым из исполнителей на варгане. Как исследователь он опубликовал несколько статей в журналах на такие разнообразные темы, как: «Обнаружение древних англоязычных упоминаний названия варгана», «Таможенные записи 1545-1765 годов», «Варган и закон» и «Различная техника игры на разных вариантах варгана». В качестве преподавателя он регулярно ведёт мастер-классы игры на варгане и выступает с лекциями о своих исследованиях. Цель, которую ставит перед собой Майкл, — поднять на новый уровень этот международный, исторический и универсальный музыкальный инструмент.
Ссылки на источники:
Источник: The Silk Road Foundation Newsletter (англ.).
Bakx 1998
Phons Bakx. The 1000 Names of the Jew’s Harp. Foundation Antropodium, 1998.
Christian 1998
David Christian. A History of Russia, Central Asia and Mongolia. Oxford: Blackwell, 1998
Crane 2003
Frederick Crane. A History of the Trump in Pictures: Europe and America. Mount Pleasant, Iowa: 2003.
Dourdon-Taurelle and Wright 1978
Genevieve Dourdon-Taurelle and John Wright. Les Guimbardes du Musee de l’Homme. Paris: Institut d’ethnologie, 1978.
Elliston-Erwood 1943
F.C. Elliston-Erwood. “Notes on Bronze Objects from Shooters Hill, Kent and Elsewhere and on the Antiquity of ‘Jew’s Harps’.” Archaeologia Cantiana being Transactions of the Kent Archaeological Society, 56 (1943): 35-40.
Kolltviet 2000
Gjermund Kolltviet. “Archaeological Jew’s Harp Finds in Europe: Chaos or Coherence?” In: Studien zur Musikarchaologie.2 vols., Vol. II: Musikarchaologie fruher Metallzeiten. Ellen Hickmann et al., eds. Rahden: Verlag Marie Leidorf, 2000.
Marcuse 1965
Sibyl Marcuse. Musical Instruments, A Comprehensive Dictionary. London: County Life Ltd, 1965.
Sachs 1917
Curt Sachs. “Die Maultrommel. Ein typologische Vorstudie.” Zeitschrift fur Ethnologie, 49 (1917): 184-200.
Wright 2004
Michael Wright. “Jue Harpes, Jue Trumpes, 1481.” Journal of the International Jew’s Harp Society, 2004.
Кумиры Богов
80 Товары
Славянские обереги
274 Товары
Скандинавские обереги
55 Товары
Индийские обереги
11 Товары
Амулеты и украшения
113 Товары
Славянские браслеты
70 Товары
Славянские кольца
74 Товары
Славянские серьги
135 Товары
Славянские цепи
61 Товары
Славянские запонки
7 Товары
Славянская одежда
249 Товары
Славянские футболки
24 Товары
Изделия из кожи
211 Товары
Славянские топоры
58 Товары
Ножи
3 Товары
Нагайки
9 Товары
Дубины
8 Товары
Буквица
3 Товары
Славянские кружки
44 Товары
Славянские гребни
43 Товары
Подставки для телефонов
7 Товары
Братины
5 Товары
Славянские часы
4 Товары
Настольные игры
8 Товары
Славянские картины
63 Товары
Варганы
8 Товары
Предметы быта
40 Товары
Подсвечники
3 Товары
Доски Садху
4 Товары
Обереги для дома
8 Товары
Обереги для автомобиля
5 Товары
Наборы рун для гадания
4 Товары
Календари
1 Товар
Эко продукция
12 Товары