История Асатру

История Асатру

История Асатру

Когда и как появилось мировоззрение Асатру?

Ответить на этот вопрос крайне сложно; зачатки представлений, позднее сложившиеся в современную систему с таким названием, появились ещё на ранних этапах истории человечества. Тысячелетиями они развивались органично и естественно вместе с развитием самих народов, принимая разные формы в зависимости от множества обстоятельств, в которых оказывались предки современных индоевропейцев.

Так, наскальное изображение божества, имеющего некоторые черты Одина, верховного бога Асатру, датируется эпохой бронзового века (около 2000 лет до н.э.), а некоторые исследователи называют период около 4000 лет до н.э. эпохой возникновения культа Ванов (богов плодородия).

Однако древнейшим дошедшим до нас письменным источником мифологии и эпоса Асатру является «Старшая Эдда». Доподлинно неизвестно [1], кем и когда был составлен этот сборник стихотворных произведений, песни его датируются различными периодами, но в совокупности они рисуют нам выразительные картины космогонии, эсхатологии, мифологии, героических событий и “мудрости житейской” германского севера.

Второй по значимости письменный источник современных знаний Асатру — «Младшая Эдда», также называемая «Эдда Снорри» по имени ее составителя, Снорри Стурлусона [2]. В ней можно выделить две части, первая из которых содержит описание основных мифологических представлений древних скандинавов, нередко ссылаясь на тексты «Старшей Эдды». Вторая часть «Младшей Эдды» представляет собой учебник по древнему искусству поэзии скальдов, содержащий также немало ценных сведений о мифологии Асатру. «Младшая Эдда» была составлена в 1220 году. При этом цель труда, написанного уже в эпоху победившего христианского мировоззрения, была в основном просветительской, Снорри знал, любил и пытался сохранить вытесняемую новыми веяниями культуру предков. В это время древняя вера уже не практиковалась, по крайней мере, открыто, любые языческие взгляды (как и немногие ещё оставшиеся на континенте языческие народы) подвергались гонениям.

Впрочем, это не означает, что древняя вера была начисто забыта: многие ее понятия были переосмыслены с христианской точки зрения, а порою и просто переименованы на христианский лад, без изменения своей сути. Немало преданий о сверхъестественных существах дожили до наших дней, сохранённые народной памятью. Вообще, период христианизации Европы (да и все последующие, хотя и в меньшей мере) можно назвать эпохой двоеверия, когда люди сохраняли древние верования и практиковали языческие обряды наряду с посещением церквей и другими элементами веры в “Белого бога”. Даже в современном европейском христианстве сохранилось немало унаследованных издревле обычаев и ритуалов. Тем не менее, концом эпохи открытого исповедания древней веры принято считать разрушение знаменитого языческого храма в Упсале (Швеция), произошедшее около 1100 года.

Началом возрождения традиционного мировоззрения можно считать уже упомянутый выше факт нахождения рукописи «Старшей Эдды». Примерно в ту же эпоху начинается период повышенного интереса к древнегерманской мифологии как ученых, так и широкой публики. Чуть позже, в 1697 году, впервые был опубликован выдающийся литературный и исторический памятник Севера, посвященный в том числе и реалиям язычества, как собрание саг о норвежских конунгах того же Снорри — «Круг Земной» [3]. В 1787 году начинается подготовка к первому книжному изданию «Старшей Эдды». Эта работа велась до 1828 года при непосредственном участии Якоба Гримма, старшего из братьев, знаменитых своим сборником древних сказок, являющих собой не что иное, как заботливо сохраненные в фольклоре древние представления. Якобу Гримму принадлежит также фундаментальный труд «Германская мифология» (1835) — еще один шаг к возрождению Асатру.

Дальнейшее возвращение духа древней веры происходит уже не только в науке, но и в искусстве. Немецкий композитор Рихард Вагнер с 1854 по 1874 гг. сочиняет и ставит «Кольцо Нибелунга» — оперную тетралогию по мотивам одной из величественнейших германских легенд [4], перенося знание прошлого из ученых кабинетов в сердца людей. Дальнейшее развитие интереса к древнему мировоззрению характеризуется возникновением различных мистических обществ, в большей или меньшей степени использующих в своих учениях элементы германской мифологии, таких как Орден Золотой Зари, Орден Восточного Храма и т.п. В 1908 году было основано общество Гвидо фон Листа — немецкого мистика и исследователя древних традиций, в 1911 — общество Арманов, в 1912 — Германский орден. В 1918 году немецкий оккультист Рудольф фон Зеботтендорф основывает мистическое «Общество Туле». В то же время, к сожалению, расцветают такие явления, как политический пангерманизм, расизм, национал-социализм и антисемитизм. Древнегерманская культура и символика, пусть и безо всяких оснований к тому [5], активно используются для пропаганды этих идей и с ними же связываются в сознании массовой публики. Несмотря на крах подобных взглядов вкупе с политическими устремлениями их последователей, многие символы древней веры, к сожалению, до сих пор продолжают восприниматься обывателями как воплощение зла. Среди таковых — свастика и руны, на самом деле не имеющие отношения к деструктивными идеям национал-социализма, расизма и т.п. По-тому разгром Третьего Рейха на некоторое время повлёк за собой табу на древнегеманскую мифологию в общественном сознании.

Однако память о прошлом и интерес к нему вскоре вернулись, причем с неожиданной стороны. В 1954‑1955 годах впервые была опубликована трилогия «Властелин Колец» — роман английского филолога Джона Р. Р. Толкиена. Написанное в стиле фэнтези, это произведение отчасти основывается на древнегеманской мифологии, в том числе в её англо-саксонском варианте (отчасти же возвращает нас к родственным кельтским традициям). Даже при поверхностном взгляде легко узнать имена некоторых героев трилогии, взятые из «Старшей Эдды» [6]. Произведение Толкиена, хоть и не связанное напрямую с древним мировоззрением, способствовало новому росту интереса общественности к бессмертному духу древних мифов, песен и саг.

Возрождение Асатру можно считать состоявшимся с 1972 года, когда исландец Свейнбьерн Бейнтейнссон основал первую общину Асатру (Ásatrúarfélagið) в Исландии — европейской стране, одной из последних подвергшейся христианизации. В 1973 году Асатру в этой стране было официально признано государством. В том же 1973 году Стивен Макналлен основывает Свободное Собрание Асатру в США. В 1980 г. известный исследователь Эдред Торссон основывает международную организацию «Рунная Гильдия». В 1988 году в США создается «The Troth» (Трот), ныне представляющая собой значительное и разветвлённое объединение. С этого периода Асатру бурно развивается по всему миру преимущественно в странах, среди населения которых сильны европейские традиции, возникает множество организаций различного масштаба, ведущих активную деятельность по изучению и практике исконного языческого мировоззрения. В настоящее время организации Асатру существуют практически во всех странах мира с преобладающим европейским населением. Внешними предпосылками возрождения Асатру в России и ближнем зарубежье можно назвать и рост интереса к европейской эзотерике [7] и ее культурному контексту, и романтику эпохи викингов, пропагандируемую в творчестве европейских музыкальных коллективов «тяжелого» направления [8], и набирающее популярность движение исторической реконструкции раннего средневековья [9]. Среди “внутренних” причин все более частого выбора этого пути современным поколением и неудовлетворенность христианскими или иными массовыми системами взглядов и ценностей, и поиски более близких духовных корней, и ощущение необходимости сближения с природой и т.п. В настоящее время процесс возрождения русско-язычного Асатру протекает довольно медленно. В 2001 году в Москве возникает общественная организация «Асатру», ведущая просветительскую деятельность через Интернет. В 2004 году в Санкт-Петербурге был основан культурно-исторический центр «Рагнар», занимающийся как изучением, так и практикой Асатру, а также просветительской работой. В настоящий момент в различных городах России, Украины и Беларуси существует несколько немногочисленных общин и иных форм организаций Асатру, а также отдельные последователи этого мировоззрения. В отличие от ситуации в Европе и Америке, русскоязычное Асатру на сегодняшний день не имеет ни официального статуса, ни общих лидеров и пока находится на начальной ступени своего развития.

Поскольку традиция Асатру предполагает индивидуальную форму выражения в рамках региона и даже отдельной общины, простое механическое следование опыту иностранных коллег в русскоязычной традиции не представляется ни полезным, ни даже возможным. Поэтому основной задачей деятелей русскоязычного Асатру на текущем этапе развития представляется выработка общих понятий и представлений на основе древних источников и практик, которые были бы уместны именно для населения России и ближнего зарубежья.

 

1. В 1643 году исландский епископ Брюньольв Свейнссон находит пергаментный свиток с рукописью «Старшей Эдды». Автором этой рукописи был назван Сэмунд Мудрый (1056-1133 гг. н.э.) — известный в Исландии священник и историк, личность которого после его смерти обросла множеством разнообразных легенд. В том числе к сэмундову перу нередко относили произведения, которых он не писал. Доказательств, подтверждающих его авторство «Старшей Эдды», не существует.

2. Снорри Стурлусон (1178-1241) — исландский поэт, прозаик, историограф и политик.

3. «Круг земной» (Heimskringla) был написан Снорри Стурлусоном в 1240 году. Представляет собой сборник скандинавских саг, содержащих подробное жизнеописание сотен людей древней Скандинавии.

4. В скандинавской мифологии — «Сага о Вёльсунгах».

5. В оригинале мировоззрение Асатру не предполагает национализма и соответствующего экстремизма. Древняя вера была преподнесена немецкими идеологами национал-социализма как основа их идей исключительно в целях пропаганды.

6. Например, Гэндальф — имя одного из карликов в «Прорицании Вёльвы», а имя главного злодея в романе — Саурон — происходит от слова saurr, на языке Old Norse означающем экскременты.

7. Главным образом скандинавские руны как эзотерическая система.

8. Таких как Manowar, Burzum, Bathory и т.п.

9. Реконструкторы, как правило, занимаются восстановлением не только материальной культуры и военного дела «эпохи викингов», но и традиций и обычаев, многие из реконструкторов являются приверженцами мировоззрения Асатру.

Сигвальд Годи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *