Атхарваведа

Атхарваведа

АтхарваведаАтхарваведа (санскр. अथर्ववेद) — священный ведический текст, одна из Вед, обычно располагающаяся на четвёртом месте в их нумерации. Согласно ведической традиции, «Атхарваведа» была в основном составлена двумя группами риши, известными как Бхригу и Ангирасы. Часть «Атхарваведы» приписывается другим риши, таким как Каушика, Васиштха и Кашьяпа. Сохранились две редакции (шакхи) «Атхарваведы», известные как Шаунакия (АВШ) и Пайппалада (АВП).

«Атхарваведа» — писание, относящееся к Атхарванам и Ангирасам. Этимология слова «атхарван» неясна (санскр. अथर्ववेद, atharvavéda — сложное слово: अथर्वन् atharvan — «древний риши», и वेद veda — «знание»). Некоторые исследователи толкуют значение слова как «священника, который совершает огненные жертвоприношения», в то время как другие отвергают какое-либо отношения данного слова к священникам и указывают на родство термина с авестийским. Самое древнее упоминание слова «атхарван» содержится в «Ригведе», где оно используется по отношению к некоторым риши. Уже в более поздней литературе термин употребляется по отношению к священникам.

Самхита «Атхарваведа» состоит из 760 гимнов, из которых около 160-ти являются общими с «Ригведой». Большинство текстов — метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. По мнению большинства учёных, «Атхарваведа» была составлена около X века до н.э., хотя определённые её части датируются ригведийским периодом, а другие — даже древнее «Ригведы».

«Атхарваведа» сохранилась в двух редакциях: Пайппалада и Шаунака.

Текст Пайппалада, который существует в кашмирской и орисской версиях, длиннее чем Шаунака. Как одна, так и другая версия были только частично опубликованы, и большая их часть так и остаётся непереведённой.

Согласно некоторым исследователям у неё есть девять шакх:

Пайппалада (paippalāda)
Стауда (stauda)
Мауда (mauda)
Шаунакия (śaunakiya)
Джаджала (jājala)
Джалада (jalada)
Брахмавада (brahmavada)
Девадарша (devadarśa)
Чаранавидья (chāraṇavidyā)

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трёх Вед, мантры «Атхарваведы» не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям шраута, за исключением отдельных практик, в которых священники-брахманы используют мантры «Атхарваведы» для нейтрализации неблагоприятных эффектов, в случае если в ходе жертвоприношения были совершены какие-либо ошибки. Её первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определённых целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны. Р.К. Заехнер указывает на следующее:

«Атхарваведа», последняя из четырёх Вед, в основном содержит в себе магические тексты и заклинания, но в ней же мы находим космологические гимны, предвосхищающие Упанишады, — гимны Стамбхе, поддерживающей Вселенную, которая выступает как изначальный принцип и материальная причина мироздания, пране — «жизненному воздуху», ваку — «слову», и т.д.

В третьей части «Атхарваведы» в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Атхарваведа. Перевеод Елизаренкова. Т.Я. в трёх томах:

Том 1 (Книги I—VII) — скачать
Том 2 (Книги VIII—XII) — скачать
Том 3 (Книги XIII—XIX) — скачать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *